ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 9-м
классе изучение географии осуществляется по программе «Социально-экономическая
география родного края». Программа составлена на основе Государственного
образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг. (приказ
МОН ДНР № 327 от 17.07.2015г.), согласно которого школьное географическое
образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание».
Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного
общего образования.
Программа
состоит из разделов: «Донецкая область на карте мира», «Население»,
«Хозяйство», «Административное районирование», «Топонимика». Курс рассматривает
вопросы населения, развития и особенностей размещения хозяйственного комплекса
региона.
Курс «Социально-экономическая
география родного края» завершает базовое географическое образование, создает у
учащихся образ родного края во всем его многообразии и целостности. Его
содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами,
решаемыми на данном этапе развития края.
Изучение
этого курса даст возможность воспитать уважительное отношение детей к родному
краю, прививать любовь к родной земле, формировать основу для дальнейшего
географического образования.
Главным
ориентиром изучения географии в 9 классе общеобразовательных школ является
формирование ключевых компетентностей учащихся, а её целевыми функциями –
формирование исследовательского взгляда на окружающий мир, географического
мышления и географической культуры детей.
Особая
роль курса определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он
сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств
учащихся, служит одной из основ формирования духовности, воспитания
патриотизма, интернационализма будущих граждан, их уважения к культуре и
истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического
образования школьников.
Изучение
географии в 9-м классе направлено на формирование целостной
научно-географической картины своего края на основе комплексного его изучения.
Гуманизация,
экологизация, социологизация и экономизация обучения являются приоритетами
развития школьного географического образования.
Цели,
задачи курса.
Основная
цель курса – создать у
учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть особенности населения
края, его культурных традиций и хозяйственной деятельности; ознакомить учащихся
с этапами заселения и освоения территории региона.
Основные
задачи курса:
сформировать представление об отдельных понятиях социально-экономического
содержания;
сформировать у учащихся знания и представления о родном крае, в котором
проходят различные социально-экономические и экологические процессы;
сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода и
показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и
хозяйства;
сформировать представление о родном крае как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
показать
большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных,
экономических, социальных, демографических явлений и процессов в нашем регионе;
вооружить школьников необходимыми
практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными
источниками географической информации как классическими (картами,
статистическими материалами и др.), так и современными (электронными).
Согласно
Базисного учебного плана образовательных организаций ДНР, программа курса
рассчитана на 52 часа (1,5 часа в неделю), из которых 2 часа являются
резервными.
Программа
предусматривает 12 практических работ (из которых 4 оцениваются обязательно).
При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных
работ (по одной в каждом полугодии). Контрольные и практические работы
направлены на развитие умений и навыков работы с картами и другими источниками
географической информации; развитие учебно-познавательной компетенции и
формирование ценностно-смысловой и социально-профессиональной компетенций.
Предлагаются также задания творческого характера (исследования, проекты),
которые, как и в предыдущих курсах, оцениваются выборочно.
Календарно-тематическое планирование
9 класс
1 семестр 2015 – 2016 уч. год
№ п/п
|
№ урока в
теме
|
Класс
|
Дата
|
Содержание
учебного материала
|
1.
|
1.
|
9
Б
9
В
|
04.09
|
Понятие «Социально-экономическая география
родного края».
|
2.
|
2.
|
9
Б
9
В
|
04.09
|
Объект
изучения географии родного края. Связь с другими науками.
|
3.
|
3.
|
9
Б
9
В
|
11.09
|
Методы
географических исследований.
|
4.
|
4.
|
9
Б
9
В
|
11.09
|
Эконом-географы
родного края.
|
5.
|
5.
|
9
Б
9
В
|
18.09
|
Обобщающий
урок по теме «Введение».
|
6.
|
1.
|
9
Б
9
В
|
18.09
|
Тема 1.
Экономико-географическое положение.
Оценка экономико-географического положения
Донецкой области.
|
7.
|
2.
|
9
Б
9 В
|
25.09
|
Практическая работа № 1
«Определение выгодности
экономико-географического и политико-географического положения области».
|
8.
|
3.
|
9
Б
9
В
|
25.09
|
Административно-территориальное
деление. Оценка.
|
9.
|
4.
|
9
Б
9
В
|
02.10
|
Практическая
работа № 2
«Обозначение на
контурной карте административных единиц области».
|
10.
|
5.
|
9
Б
9
В
|
02.10
|
Исследовательский
проект
Исторический экскурс родного края.
|
11.
|
1.
|
9
Б
9
В
|
09.10
|
Тема 1.
Прирост населения.
Понятия «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность»,
«депопуляция», «демографический взрыв».
|
12.
|
2.
|
9
Б
9
В
|
09.10
|
Решение
задач на определение рождаемости, смертности, естественного прироста
населения.
|
13.
|
3.
|
9
Б
9
В
|
16.10
|
Тема 2. Количество и размещение населения области.
Половозрастная структура
населения.
|
14.
|
4.
|
9
Б
9
В
|
16.10
|
Практическая
работа № 3
«Изучение динамики количественного состава населения области».
|
15.
|
5.
|
9
Б
9
В
|
23.10
|
Тема 3. Национальный
состав населения
области.
Нация,
народ, языки.
|
16.
|
6.
|
9
Б
9
В
|
23.10
|
Практическая работа № 4
«Построение секторной и столбчатой диаграмм национального
состава населения региона».
|
17.
|
7.
|
9
Б
9
В
|
06.11
|
Особенности быта и религии, обрядов и обычаев
местного населения.
|
18.
|
8.
|
9
Б
9
В
|
06.11
|
Исследовательский проект.
«Составление
родословного древа вашей семьи».
|
19.
|
9.
|
9
Б
9
В
|
13.11
|
Изучение
традиционных ремесел региона.
|
20.
|
10.
|
9
Б
9
В
|
13.11
|
Тема 4. Размещение населения.
Городское и сельское
население. Типы населенных пунктов.
|
21.
|
11.
|
9
Б
9
В
|
20.11
|
Миграционные
процессы. Проблемы региона.
|
22.
|
12.
|
9
Б
9
В
|
20.11
|
Тема 5. Трудовые ресурсы и занятость населения.
Трудоспособное население,
занятость.
|
23.
|
13.
|
9
Б
9
В
|
27.11
|
Исследовательский проект.
«Проблема безработицы и пути ее решения в
регионе».
|
24.
|
14.
|
9
Б
9
В
|
27.11
|
Экскурсия. Встреча с работниками социального
центра занятости. Ознакомление с работой заведения. Анализ рынка труда в
регионе.
|
25.
|
1.
|
9
Б
9
В
|
04.12
|
Общая
характеристика хозяйства.
Производственная и непроизводственная сфера.
|
26.
|
2.
|
9
Б
9
В
|
04.12
|
Типы экономических систем. Основные
социально-экономические показатели развития региона: ВВП, ВНП, НД.
|
27.
|
3.
|
9
Б
9
В
|
11.12
|
Отраслевая структура промышленности.
|
28.
|
4.
|
9
Б
9
В
|
11.12
|
Развитие отраслей промышленности в пределах
региона.
|
29.
|
5.
|
9
Б
9
В
|
18.12
|
Проблемы и перспективы.
Практическая работа № 5
«Определение отраслей специализации.
Определение проблем и перспектив их развития».
|
30.
|
6.
|
9
Б
9
В
|
18.12
|
Контрольная работа за первый семестр
|
31
|
7.
|
9
Б
9
В
|
25.12
|
Типы предприятий по форме собственности.
|
32.
|
8.
|
9
Б
9
В
|
25.12
|
Исследовательский проект
«Характеристика
промышленного предприятия региона».
|
2
практические работы (обязательно оцениваются) по 1 в каждой четверти
- Пр.р. «Изучение динамики количественного состава населения
области».
- Пр.р. «Определение отраслей специализации.
Определение проблем и перспектив их развития».
Немає коментарів:
Дописати коментар