ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
по географии для 10-11 классов составлена на основе Государственного
образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг.
(приказ МОН ДНР № 327 от 17.07.2015г.), согласно которого школьное
географическое образование является составной частью образовательной отрасли
«Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к
уровню основного общего образования.
Курс
«Социально-экономическая география мира» (10-11 класс) завершает цикл школьного
географического образования. Он призван сформировать у учащихся целостное
представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и
хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению. В этом курсе
объединяется общая социально-экономическая география с географическим
страноведением.
Цель курса
– формирование у школьников широких представлений о социально-экономической
составляющей географической картины мира.
Задачи
курса:
. формирование
у учащихся целостного географического образа Земли через раскрытие региональных
и планетарных закономерностей и процессов;
. раскрытие
роли географии в решении экономических, экологических и социальных проблем
общества;
. развитие у
школьников пространственного мышления у умения логично излагать свои мысли;
. обоснование
целесообразности научного подхода к природопользованию, единству окружающей
среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;
. формирование
картографической грамотности и культуры;
. выработка у
учащихся умений применять на практике полученные знания, пользоваться разными
источниками географической информации;
. развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его
регионов и крупнейших стран;
. воспитание
патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей среде.
В процессе
изучения курса важно опираться на исторический, типологический,
дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу
учащихся с источниками географической информации. Отдельные вопросы курса можно
предложить учащимся для самостоятельного изучения. Необходимо стимулировать
самостоятельную познавательную деятельность старшеклассников, приучать их
использовать типовые планы характеристик объектов и стран, материалы из СМИ и
научно-популярной литературы, развивать проектную деятельность.
Согласно
Базисного учебного плана образовательных организаций ДНР на изучение курса
отводится 70 часов за два года обучения – 10-й и 11-й класс (1 час в неделю).
Курс состоит из двух разделов – «Общая экономико-географическая характеристика
мира» (изучается в 10-м классе) и «Регионы и страны мира» (изучается в 11-м
классе). В программе приведено ориентировочное распределение времени по
разделам и темам. Часть учебного времени учитель может использовать по своему
усмотрению с целью более глубокого изучения или повторения определенного
учебного материала за счет сокращения отдельных тем курса.
Приведенный
в программе перечень стран является ориентировочным. Учителю дается право
выбирать для более детального изучения те страны, которые соответствуют
приоритетам внешней политики страны, с учетом современной
политико-экономической ситуации в мире.
Программой
предусмотрено обязательное выполнение 6 практических работ (три – в 10-м и три
– в 11-м классе). Практические работы могут выполняться как во время изучения
тем, где они предусмотрены, так и в отдельно отведенное время (по выбору
учителя).
Оценивание
учебных достижений учащихся по географии осуществляется с учетом их
индивидуальных особенностей и предусматривает дифференцированный подход к его
организации. Критерием оценки работы учащихся является не столько объем
учебного материала, который остался в памяти, сколько умение его анализировать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, использовать в жизненных
ситуациях, умение самостоятельно добывать знания.
При
изучении курса предусматривается выполнение 4 обязательных контрольных работ
(10 – 2 контрольных работы, 11 – 2 контрольных работы по одной в каждом
полугодии).
Календарно-тематическое планирование
10 класс
1 семестр 2015 – 2016 уч. год
№ п/п
|
№ урока в
теме
|
Класс
|
Дата
|
Содержание
учебного материала
|
1.
|
1.
|
10
А
|
08.09
|
Предмет социально-экономической географии
мира. Источники географических знаний. Методы экономико-географических
исследований. Выдающиеся эконом-географы мира.
|
2.
|
1.
|
10
А
|
08.09
|
Тема 1. Политическая карта мира
Современная
политическая карта мира. Этапы формирования политической карты мира.
|
3.
|
2.
|
10 А
|
22.09
|
Отличие понятий «страна», «государство»,
«зависимая страна», «колония».
Классификация стран по форме правления. Формы
административно-территориального устройства. Различия федеративных
государств.
|
4.
|
3.
|
10
А
|
22.09
|
Политические и экономические системы стран.
|
5.
|
4.
|
10
А
|
06.10
|
Типология государств.
|
6.
|
5.
|
10
А
|
06.10
|
Международные организации, их функциональное и
пространственное распределение.
ТО 1.
|
7.
|
1.
|
10
А
|
20.10
|
Тема 2. Население мира
Количество населения. Воспроизводство
населения. Демографические процессы и демографическая политика.
|
8.
|
2.
|
10
А
|
20.10
|
Миграционные
процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних
миграционных потоков.
|
9.
|
3.
|
10
А
|
10.11
|
Языковой и этнический состав населения.
|
10.
|
4.
|
10
А
|
10.11
|
Мировые религии. Возникновение и современное
распространение религиозных учений.
|
11.
|
5.
|
10
А
|
24.11
|
Социальная и профессиональная структура
населения. Трудовые ресурсы. Проблемы занятости и безработицы.
Пр.р. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и
занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
ТО 2.
|
12.
|
1.
|
10
А
|
24.11
|
Тема 3. Взаимодействие общества и
природы.
Мировые
природные ресурсы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и
природы. Природопользование: рациональное и нерациональное.
|
13.
|
2.
|
10
А
|
08.12
|
География минеральных ресурсов.
|
14.
|
3.
|
10
А
|
08.12
|
Контрольная работа за первый семестр
|
15.
|
4.
|
10
А
|
22.12
|
География мировых природных ресурсов:
земельных, лесных, водных, Мирового океана, рекреационных.
|
16.
|
5.
|
10
А
|
22.12
|
Практическая работа 2. Сравнительная оценка
ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору).
ТО 3.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар