ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
по географии для 7 класса составлена на основе Государственного
образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг.
(приказ МОН ДНР № 327 от 17.07.2015г.), согласно которого школьное
географическое образование является составной частью образовательной отрасли
«Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к
уровню основного общего образования.
Курс
«География материков и океанов» является логическим продолжением курса общей
географии и в значительной мере опирается на материал, изученный в 6 классе.
Курс
географии 7 класса рассчитан на формирование знаний о географической
целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических
закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов,
распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и
деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков,
их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и
хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Главной
целью изучения географии в 7-м классе является формирования географических
знаний о природе материков и океанов, их целостность и дифференциацию, о
населении и его жизнедеятельность в различных природных условиях. Одновременно
расширяются знания о географической оболочке и ее компонентах. Содержание курса
создает необходимую основу для понимания учащимися роли географической оболочки
в жизни людей и воздействия общества на природные условия.
Для
достижения указанной цели в процессе изучения географии в 7-м классе необходимо
реализовывать следующие задачи:
продолжить формировать у учащихся знания о географической дифференциации
природы Земли от общепланетарного до регионального уровня;
создать
географические представления о природных комплексах материков и океанов, их
пространственную неоднородность;
дать
первичные понятия о политической карте, населении и его видах хозяйственной
деятельности, глобальных проблемах человечества;
развивать
картографическую грамотность учащихся, формировать практические умения
нахождения, систематизации и презентации разнообразной географической
информации.
В результате
реализации поставленных задач у учащихся происходит формирование
учебно-познавательной, информационной, картографической, коммуникативной,
общекультурной компетенций.
Также
пристальное внимание уделяется формированию у обучающихся экономических, этических,
эстетических представлений о природной среде и особых правилах поведения в
природе.
Курс
«География материков и океанов» предполагает формирование следующих учебных
достижений:
определение объектов и явлений в природной и социальной среде;
ориентирование
по природным объектам, карте и плану местности;
работать
с географической картой и планом местности;
оценивание изменений состояния окружающей природной среды под воздействием
антропогенного фактора;
прогнозирование возможные изменения в окружающей природной среде в результате
осуществления того или иного действия или поступка;
определение степени загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и
растительных сообществ;
распознавание
местные экологические проблемы, намечать пути их решения.
Курс
состоит из Введения и 4 разделов: «Общие закономерности Земли», «Океаны»,
«Материки», «Земля – наш дом». Структура курса следует логике учебного
предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом
закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением
обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной
работы.
Согласно
Базисного учебного плана образовательных организаций ДНР, программа курса
рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
В
программе 7 класса предусмотрено выполнение 12 практических работ, 4 из которых
являются обязательными для оценивания (в каждой четверти). Подавляющее
большинство практических работ выполняется на основе использования
соответствующих карт атласа и контурных карт. Умение работать с различными по
содержанию картами является одним из важнейших показателей качества подготовки
учащихся в этом курсе географии. Программой предусмотрены также разнообразные
исследовательские проекты, выполнение и оценка которых осуществляется по
желанию учителя. Проектная деятельность обучающихся реализуется в формах:
работы с атласами и картами, созданием собственных презентаций.
При
изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ
(по одной в каждом полугодии).
Календарно-тематическое планирование
7 класс
1 семестр 2015 – 2016 уч. год
№ п/п
|
№ урока в
теме
|
Класс
|
Дата
|
Содержание
учебного материала
|
1.
|
1.
|
7
В
|
01.09
|
Материки и океаны – объект изучения географии
мира. Части света. Источники и исследования материков и океанов.
|
2.
|
2.
|
7
В
|
01.09
|
Тема 1. Карты материков и океанов
Классификация
карт.
|
3.
|
1.
|
7
В
|
08.09
|
Тема 1. Формы и размеры Земли
Вращение
Земли и географические следствия. Суточная и годовая ритмичность в
географической оболочке. Размеры Земли и их влияние на формирование
географической оболочки.
Пр.р.
Решение задач на определение местного и поясного времени.
|
4.
|
2.
|
7
В
|
08.09
|
Тема 2. Материки и океаны – крупные природные
комплексы географической оболочки
Происхождение
материков и океанов. Соотношение и распределение материков и океанов на
Земле.
Исследовательские
проекты: Современные материки и
океаны – следствия происхождения литосферных плит. Ландшафты прошлого и
настоящего Земли.
|
5.
|
3.
|
7
В
|
15.09
|
Геологическая
история формирования рельефа Земли. Платформы и пояса складчатости.
Пр.р.
Анализ тектонической, геологической и физической карт: определение связей
между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа.
|
6.
|
4.
|
7
В
|
15.09
|
Климатообразующие
факторы. Распределение солнечной энергии и температуры воздуха. Воздушные
массы. Циркуляция атмосферы. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на
климат.
|
7.
|
5.
|
7
В
|
22.09
|
Климатические пояса и типы климата Земли.
Пр.р. Определение климатических поясов и
областей,
|
8.
|
6.
|
7
В
|
22.09
|
Природные
зоны. Широтная зональность высотная поясность.
Пр.р. Закономерности размещения природных зон.
|
9.
|
1.
|
7
В
|
29.09
|
Тема 1. Главные особенности природы Мирового
океана
Рельеф дна Мирового океана – результат
движения литосферных плит
Водные массы, их свойства.
Течения в Мировом океане. Закономерности
распространения жизни в Мировом океане.
Океан и человек. Роль Мирового океана в
жизнедеятельности человека.
Исследовательский проект: Взаимодействие
Мирового океана, атмосферы и суши, следствия взаимодействия.
|
10.
|
2.
|
7
В
|
29.09
|
Тема 2. Тихий океан
Общие
сведения. Тихий океан - самый большой океан Земли. Географическое положение.
История исследования. Особенности строения дна океана. Климатические пояса и
типы климата. Течения. Органический мир и закономерности его распространения.
Богатства Тихого океана. Проблема загрязнения вод океана.
|
11.
|
3.
|
7
В
|
06.10
|
Океания. Особенности физико-географического
положения. Острова, их происхождение. Заселение Океании. Современное
население и страны в Океании. Экологические проблемы.
Пр.р. Обозначение географических объектов и течений Тихого
океана на контурной карте.
|
12.
|
4.
|
7
В
|
06.10
|
Тема 3. Атлантический океан
Особенности
географического положения и границы океана. Общие и отличительные черты в
географическом положении Атлантического и Тихого океанов. Исследования Атлантического
океана. Строение и рельеф дна.
|
13.
|
5.
|
7
В
|
13.10
|
Климатические пояса, типа климата. Водные
массы. Органический мир. Природные богатства океана. Проблема загрязнения
вод.
Пр.р. Обозначение географических объектов и течений
Атлантического океана на контурной карте.
|
14.
|
6.
|
7
В
|
13.10
|
Тема 4. Индийский океан
Особенности
географического положения. Общие и отличительные черты в географическом
положении Индийского и Тихого океанов. Исследования Индийского океана. Рельеф
дна. Особенности природы океана: высокие температура и соленость вод, система
морских течений. Своеобразие органического мира. Природные богатства. Влияние
океана на природу материка в прибрежной части. Виды хозяйственной
деятельности в океане. Охрана природы океана.
Пр.р.
Обозначение географических объектов и течений Индийского океана на контурной
карте.
|
15.
|
7.
|
7
В
|
20.10
|
Тема 5.
Северный Ледовитый океан
Общие сведения. Северный Ледовитый океан -
наименьший океан на Земле. Географическое положение. Исследования океана и Арктики
в целом. Особенности рельефа дна.
|
16.
|
8.
|
7
В
|
20.10
|
Климат
океана в связи с расположением океана в высоких широтах. Течения. Ледовый
режим.
Своеобразие
органического мира. Проблемы охраны природы океана.
Пр.р.
Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов (по
выбору).
|
17.
|
1.
|
7
В
|
03.11
|
Тема 1. Африка
Особенности
географического положения материка, элементы береговой линии.
Пр.р. Определение географических координат
крайних точек Африки.
|
18.
|
2.
|
7
В
|
03.11
|
Исследование и освоение Африки.
|
19.
|
3.
|
7
В
|
10.11
|
Геологическое строение. Восточно-Африканские
разломы земной коры.
|
20.
|
4.
|
7
В
|
10.11
|
Рельеф материка: равнины, горы, плоскогорья,
нагорья. Закономерности размещения полезных ископаемых.
|
21.
|
5.
|
7
В
|
17.11
|
Общие особенности климата. Климатические пояса
и типы климата.
|
22.
|
6.
|
7
В
|
17.11
|
Воды
суши: главные речные системы, озера, подземные воды, их гидрологические
особенности, значение для природы и населения.
|
23.
|
7.
|
7
В
|
24.11
|
Особенность почвенно-растительного покрова и
животного мира.
|
24.
|
8.
|
7
В
|
24.11
|
Природные зоны, закономерности их размещения.
Национальные парки
|
25.
|
9.
|
7
В
|
01.12
|
Стихийные
явления природы. Экологические проблемы.
|
26.
|
10.
|
7
В
|
01.12
|
Населения. Современная политическая карта
Африки. Главные государства. Связи со странами африканского континента.
Пр.р. Обозначение на контурной карте названий
основных географических объектов материка.
|
27.
|
1.
|
7
В
|
08.12
|
Тема 2. Австралия
Австралия
- самый маленький материк Земли. Общие сведения. Своеобразие географического
положения материка. История открытия и исследования. Геологическое строение.
Формы рельефа и полезные ископаемые Австралии, их сравнение с Африкой.
|
28.
|
2.
|
7
В
|
08.12
|
Общие особенности климата. Сухость климата, ее
основные причины. Климатические пояса и типы климата Австралии. Воды суши.
|
29.
|
3.
|
7
В
|
15.12
|
Особенности
почвенно-растительного покрова и животного мира, его своеобразие и
уникальность. Природные зоны. Изменение природы человеком.
|
30.
|
4.
|
7
В
|
15.12
|
Контрольная работа за первый семестр
|
31.
|
5.
|
7
В
|
22.12
|
Население, его состав и размещение. Австралия
- единственное государство на материке. Связи с Австралией.
|
32.
|
6.
|
7
В
|
22.12
|
Исследовательский проект: Определение причин
формирования эндемичных и реликтовых видов животных и растений Австралии.
|
2
практические работы (обязательно оцениваются) по 1 в каждой четверти
-
Пр.р. Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов (по
выбору).
- Пр.р. Обозначение на контурной карте названий
основных географических объектов материка.
Немає коментарів:
Дописати коментар