ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа по географии для 6 класса составлена
на основе Государственного образовательного стандарта основного общего
образования на 2015-2017 гг. (приказ МОН ДНР № 327 от 17.07.2015г.), согласно
которого школьное географическое образование является составной частью
образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии
с общими требованиями к уровню основного общего образования.
Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл
изучения географии в школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из
курсов «Природоведение», «Окружающий мир» начальной и основной ступени
обучения.
В процессе изучения общей географии у школьников
формируются представление о Земле как естественном комплексе, об особенностях
земных оболочек и их взаимосвязи. Кроме того, начальный курс географии включает
сведения о географических путешествиях и исследовании Земли, особенностях
изображения земного шара на глобусе и карте, о количестве и размещении
населения нашей планеты, человеческих расах, положении нашего края и отдельных
государств на политической карте мира.
Таким образом, в 6-м классе начинается
формирование общей географической культуры школьника и постепенное обучение
картографическому языку. Ученики овладевают основными географическими
представлениями и понятиями, приобретают определенные умения и навыки в работе
с различными источниками географической информации.
Цель курса: заложить основы географического
образования учащихся.
Задачи курса:
показать школьникам географию как предмет
изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
развивать познавательный интерес учеников к
объектам и процессам в окружающем мире;
научить устанавливать связи в системе
географических знаний и на этой основе формировать учебно-познавательную,
информационную, картографическую и коммуникативную компетенции;
приобщить к терминологическому языку географии
и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях,
происходящих в окружающем мире;
познакомить с географической картой как
уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения
как в природе, на местности, так и в классе;
привлекать учеников к практической деятельности относительно применения
полученных географических знаний и умений в повседневной жизни.
География 6-го класса (Общая география) является
первым систематическим курсом нового школьного предмета. Согласно Базисного
учебного плана образовательных организаций ДНР, данный курс рассчитана на 70
часов (2 часа в неделю).
В 6-м классе предлагается 12 практических работ,
4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные –
по выбору учителя.
При
изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ
(по одной в каждом полугодии).
Календарно-тематическое планирование
6 класс
1 семестр 2015 – 2016 уч. год
№ п/п
|
№ урока в
теме
|
Класс
|
Дата
|
Содержание
учебного материала
|
1.
|
1.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
03.09
03.09
04.09
|
Введение
География как наука о Земле. Значение географических знаний и
умений. Основные печатные и электронные источники географической информации,
их значение.
|
2.
|
2.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
03.09
03.09
04.09
|
Географические исследования.
Особенности организации собственных географических наблюдений.
Исследовательский
проект (на местности)
Наблюдение на местности за
изменениями в природе.
|
3.
|
1.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
10.09
10.09
11.09
|
Тема 1. Земля – планета солнечной системы
Солнечная система.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг
Солнца, смена времен года.
|
4.
|
2.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
10.09
10.09
11.09
|
Вращение Земли вокруг своей
оси, смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета, космические
исследования и их роль в познании Земли.
|
5.
|
3.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
17.09
17.09
18.09
|
Тема 2. Представление о Земле в древности
Представление о Земле
египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на
картах Эратосфена, Птолемея.
|
6.
|
4.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
17.09
17.09
18.09
|
Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные
путешествия
Путешествия викингов.
Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х.
Колумбом.
|
7.
|
5.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
24.09
24.09
25.09
|
Первое кругосветное
путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их
географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский).
Открытие Австралии и Антарктиды.
|
8.
|
6.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
24.09
24.09
25.09
|
Тема 4. Современные исследования
Исследование Земли в ХХ - в
н. ХХІ ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли
каждым человеком.
|
9.
|
7.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
01.10
01.10
02.10
|
Исследовательский
проект
Работа с дополнительными
источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и
географических открытиях.
|
10.
|
1.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
01.10
01.10
02.10
|
Тема 1. Ориентирование на местности
Способы ориентирования на
местности. Определение направлений на местности.
|
11.
|
2.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
08.10
08.10
09.10
|
Компас. Понятие об азимуте.
Пр.р. Определение азимутов
точек (на местности)
|
12.
|
3.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
08.10
08.10
09.10
|
Тема 2. Способы изображения Земли
Особенности и отличия изображения
земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках,
планах.
|
13.
|
4.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
15.10
15.10
16.10
|
Масштаб и его виды.
Пр.р. Решение задач с
использованием разных видов масштаба. Определение масштабов планов и карт по
данным о расстояниях на местности и отрезками на карте, которые отвечают этим
расстояниям.
|
14.
|
5.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
15.10
15.10
16.10
|
Тема 3. План, его основные признаки
Условные знаки плана.
Определение направлений на плане.
Пр.р. Составление плана с
помощью условных топографических знаков.
|
15.
|
6.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
22.10
22.10
23.10
|
Абсолютная и
относительная высота местности,
способы ее определения по картам и планам. Горизонтали и шкала высот.
Пр.р. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и
относительной высоты местности.
|
16.
|
7.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
22.10
22.10
23.10
|
Тема 4. Географические карты
Карты, их элементы. Легенда
карты. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату.
Географические атласы. Практическое значение карт.
|
17.
|
8.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
05.11
05.11
06.11
|
Тема 5. Географические координаты.
Градусная сетка на глобусе
и географической карте. Понятие о географических координатах.
|
18.
|
9.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
05.11
05.11
06.11
|
Правила отсчета
географической широты и долготы.
|
19.
|
10.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
12.11
12.11
13.11
|
Географические координаты
своего населенного пункта.
|
20.
|
11.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
12.11
12.11
13.11
|
Пр.р. Определение
географических координат по географической карте.
|
21.
|
1.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
19.11
19.11
20.11
|
Тема 1. Литосфера
Внутреннее строение Земли.
|
22.
|
2.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
19.11
19.11
20.11
|
Строение литосферы, ее
свойства.
|
23.
|
3.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
26.11
26.11
27.11
|
Литосферные плиты,
следствия их перемещения.
|
24.
|
4.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
26.11
26.11
27.11
|
Состав земной коры.
Пр.р. Изучение свойств
минералов, горных пород и полезных ископаемых.
|
25.
|
5.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
03.12
03.12
04.12
|
Внутренние процессы,
которые обуславливают изменения в
земной коре и на поверхности Земли. Движения земной коры. Землетрясения.
Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли.
|
26.
|
6.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
03.12
03.12
04.12
|
Внешние процессы, которые
предопределяют изменение земной коры. Выветривание, работа ветра, текучих и
подземных вод, ледников.
|
27.
|
7.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
10.12
10.12
11.12
|
Основные формы рельефа суши
– горы и равнины.
|
28.
|
8.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
10.12
10.12
11.12
|
Разнообразие и образование
равнин на суше. Наибольшие по площади равнины мира.
Пр.р. Обозначение на
контурной карте равнин, гор, вулканов суши и серединно-океанических хребтов.
|
29.
|
9.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
17.12
17.12
18.12
|
Разнообразие и образование
гор на суше. Высочайшие и наиболее длинные горы мира.
Пр.р. Обозначение на
контурной карте равнин, гор, вулканов суши и серединно-океанических хребтов.
|
30.
|
10.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
17.12
17.12
18.12
|
Контрольная работа за 1
семестр.
|
31.
|
11.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
24.12
24.12
25.12
|
Рельеф дна океана.
Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана.
Пр.р. Обозначение на
контурной карте равнин, гор, вулканов суши и серединно-океанических хребтов.
|
32.
|
12.
|
6 Б
6 Г
6 В
|
24.12
24.12
25.12
|
Обобщающий урок.
|
2 практические работы
(обязательно оцениваются) по 1 в каждой четверти
- Пр.р. Решение задач с
использованием разных видов масштаба. Определение масштабов планов и карт по
данным о расстояниях на местности и отрезками на карте, которые отвечают этим
расстояниям.
- Пр.р. Определение
географических координат по географической карте.
Здравствуйте.Можете помочь с календарным планом по географии 11 класс.
ВідповістиВидалити